Начало школьной жизни – закономерный этап
на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста,
идет в школу. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение?
По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой,
сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь
маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти
вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников.
Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало
школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его
отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и
взрослой жизни.
У психологов и педагогов вызывает тревогу
то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время
часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень
умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы.
В настоящее время основной причиной
неуспеваемости большинства учащихся, по мнению Непомнящей Н.И. является своего
рода их «незрелость», недостаточная готовность к сложному процессу обучения.
Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как
возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит
предупредить само возникновение многих проблем.
Часто
считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста
вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень
разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не
подготовлен к школе.
Так
как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту,
дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками,
привычками. Чтобы понять какова должна быть психологическая готовность ребенка
к школе, необходимо знать – что из себя представляет современная школа.
Современная
школа - продукт длительного исторического развития, в результате которого
закрепились следующие характеристики:
1. Общедоступность. В России все дети имеют отраженное в законе право на
образование, которое не является привилегией отдельных слоев населения. Поэтому, обучение в основном ориентировано на
"среднего” ученика ни быстрого, ни
медленного, ни отличника, ни двоечника. Все перечисленные группы школьников,
как правило, в массовой школе переживают некоторые неудобства.
2. Коллективность обучения. С 18 века знаменитый педагог Ян Амос
Коменский разработал классно-урочную систему обучения, и оно утратило
индивидуальный характер. Следовательно, большое значение имеет обще
эмоциональный климат в коллективе, дружеские связи и соперничество между
детьми.
3. Объективность оценивания. Отношения школьников и преподавателей
строятся на системе оценок. Нередко ребенок смешивает отношение к нему со
стороны учителя и оценку, оценку и реальные успехи.
4. Вербальное обучение. Преподавание опосредовано словом, как
подача материала, так и проверка знаний осуществляется в языковой форме. Это
означает, что необходимой предпосылкой успешного обучения является богатый
словарный запас, умение свободно пересказывать и выражать свои мысли.
Несмотря
на значительные недостатки, современное начальное образование в России, по
мнению многих специалистов, является более эффективным, чем получившие
распространение на Западе игровые методы обучения. Для родителей достаточно
лишь быть готовым и к новым требованиям и к тому, что в некоторый момент
времени ребенок встречается с внешней оценкой в образе начальной школы, которая
рассматривает все его жизненные достижения очень узко и строго, а именно: может
ли он учиться в тех условиях, которые приняты сегодняшней системой образования,
или нет. Многое могут сделать для
ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.
С проблемой диагностики готовности детей к школе
сталкиваются педагоги и практические психологи, работающие в учреждениях
народного образования. В разных школах существуют свои способы и методы
организации приема детей. Сегодня практически во всех школах определяется
уровень готовности к школьному обучению. При этом психолог в меру своей
компетентности, теоретических предпочтений использует различный набор
методических процедур, позволяющих получить данные о сформированности
готовности к школьному обучению.
Овчарова Р.И.
перечисляет показатели, которые оценивают школьные психологи:
1.
Интеллектуальная готовность;
2.
Социально – психологическая готовность;
3.
Эмоционально – волевая готовность;
4. Общение (тип нервной системы): тревожные
или гиперактивные;
5. Особенности мотивации: реакция ребенка на задание, как он реагирует
на свой результат;
6. Динамические характеристики деятельности:
импульсивность, истощаемость;
7 Особенности внимания: концентрация,
устойчивость;
8. Особенности речи: правильное произношение
слов, букв, сформированность фраз;
9. Способы выполнения задания: рассуждает ли,
исправляет ли ошибки;
10 Характеристики моторики: ребенок все время
торопится, суетится, не дослушивает задание до конца, делает много ошибок,
тремор руки (прерывистые линии).
От того, как ребенок подготовлен к школе всем
дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим
школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие. Для того
чтобы узнать, готов ли ребенок к школе, психологи ДОУ и школ проводят как
массовые, так и индивидуальные психологические обследования.
На сегодняшний день
практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению –
многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических
исследований. Поэтому диагностика готовности к школьному обучению, которая
проводится в подготовительных группах ДОУ, включает:
- диагностику
физиологической готовности, т.е. изучение: общего физического развития;
моторики руки; работоспособности; характеристики движений; произвольной
регуляции действий.
- диагностику
психологической готовности, т.е. изучение уровня развития: восприятия; памяти;
внимания; мышления; речи; круга знаний и представлений об основных предметах и
явлениях окружающей среды.
- диагностику социальной,
или личностной, готовности, т.е. изучение: уровня развития эмоционально-волевой
сферы; уровня развития коммуникативных навыков; мотивации к обучению;
самооценки.
В ДОУ на данных диагностического обследования строится
коррекционно - развивающая работа с воспитанниками, позволяющая устранить
пробелы в различных компонентах готовности к школьному обучению.
Список используемой литературы
1.Непомнящая Н. И. Становление личности ребёнка 6 – 7
лет. – М.: Педагогика, 1992 г.
2.Овчарова Р. И. Справочная книга школьного психолога.
– М.: Просвещение, 1999 г.
|