Понедельник, 22:37

МАДОУ № 97 г. Кемерово

Меню сайта
<
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Консультации для педагогов

"Готовность к школьному обучению"
19.09.2013, 11:58

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

У психологов и педагогов вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы.

В настоящее время основной причиной неуспеваемости большинства учащихся, по мнению Непомнящей Н.И. является своего рода их «незрелость», недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.

Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.

Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Чтобы понять какова должна быть психологическая готовность ребенка к школе, необходимо знать – что из себя представляет современная школа.

Современная школа - продукт длительного исторического развития, в результате которого закрепились следующие характеристики:

1. Общедоступность. В России все дети имеют отраженное в законе право на образование, которое не является привилегией отдельных слоев населения.  Поэтому, обучение в основном ориентировано на "среднего” ученика  ни быстрого, ни медленного, ни отличника, ни двоечника. Все перечисленные группы школьников, как правило, в массовой школе переживают некоторые неудобства.

2. Коллективность обучения. С 18 века знаменитый педагог Ян Амос Коменский разработал классно-урочную систему обучения, и оно утратило индивидуальный характер. Следовательно, большое значение имеет обще эмоциональный климат в коллективе, дружеские связи и соперничество между детьми.

3. Объективность оценивания. Отношения школьников и преподавателей строятся на системе оценок. Нередко ребенок смешивает отношение к нему со стороны учителя и оценку, оценку и реальные успехи.

4. Вербальное обучение. Преподавание опосредовано словом, как подача материала, так и проверка знаний осуществляется в языковой форме. Это означает, что необходимой предпосылкой успешного обучения является богатый словарный запас, умение свободно пересказывать и выражать свои мысли.

Несмотря на значительные недостатки, современное начальное образование в России, по мнению многих специалистов, является более эффективным, чем получившие распространение на Западе игровые методы обучения. Для родителей достаточно лишь быть готовым и к новым требованиям и к тому, что в некоторый момент времени ребенок встречается с внешней оценкой в образе начальной школы, которая рассматривает все его жизненные достижения очень узко и строго, а именно: может ли он учиться в тех условиях, которые приняты сегодняшней системой образования, или нет. Многое могут сделать  для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.

С проблемой диагностики готовности детей к школе сталкиваются педагоги и практические психологи, работающие в учреждениях народного образования. В разных школах существуют свои способы и методы организации приема детей. Сегодня практически во всех школах определяется уровень готовности к школьному обучению. При этом психолог в меру своей компетентности, теоретических предпочтений использует различный набор методических процедур, позволяющих получить данные о сформированности готовности к школьному обучению.

Овчарова  Р.И. перечисляет показатели, которые оценивают школьные психологи:

1.      Интеллектуальная готовность;

2.      Социально – психологическая готовность;

3.      Эмоционально – волевая готовность;

4.    Общение (тип нервной системы): тревожные или гиперактивные;

5.    Особенности мотивации:  реакция ребенка на задание, как он реагирует на свой результат;

6.    Динамические характеристики деятельности: импульсивность, истощаемость;

7     Особенности внимания: концентрация, устойчивость;

8.   Особенности речи: правильное произношение слов, букв, сформированность фраз;

9.    Способы выполнения задания: рассуждает ли, исправляет ли ошибки;

10  Характеристики моторики: ребенок все время торопится, суетится, не дослушивает задание до конца, делает много ошибок, тремор руки (прерывистые линии).

От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие. Для того чтобы узнать, готов ли ребенок к школе, психологи ДОУ и школ проводят как массовые, так и индивидуальные психологические обследования.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Поэтому диагностика готовности к школьному обучению, которая проводится в подготовительных группах ДОУ, включает:

- диагностику физиологической готовности, т.е. изучение: общего физического развития; моторики руки; работоспособности; характеристики движений; произвольной регуляции действий.

- диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития: восприятия; памяти; внимания; мышления; речи; круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.

- диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение: уровня развития эмоционально-волевой сферы; уровня развития коммуникативных навыков; мотивации к обучению; самооценки.

В ДОУ на данных диагностического обследования строится коррекционно - развивающая работа с воспитанниками, позволяющая устранить пробелы в различных компонентах готовности к школьному обучению.

Список используемой литературы

1.Непомнящая Н. И. Становление личности ребёнка 6 – 7 лет. – М.: Педагогика, 1992 г.

2.Овчарова Р. И. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1999 г.

 

 

 


 


 

 

Категория: Консультации для педагогов | Добавил: skazka
Просмотров: 836 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: